Ушедший 2020 год оказался насыщенным. Для секции спаниелистов РОО «Татохотрыболовобщество» он ознаменовал собой начало реализации первого перспективного плана племенной работы, и в этой связи очень важно проанализировать результаты нашей деятельности в означенном направлении, оценить их продуктивность и предложить меры коррекции, которые позволили бы гарантированно обеспечить достижение заявленных целей.
Несмотря на то, что план является нашим внутренним документом и, по сути, не должен волновать никого кроме членов секции, он вызвал неожиданно широкий резонанс в среде охотничьего собаководства России. В принципе, никто его не скрывал, но особенно и не афишировал. В процессе составления я, как автор, консультировался с кинологами и собаководами, в том числе и из других регионов. Но не более того. Тем не менее, мне действительно приятно, что моя работа заслужила внимание за пределами того круга людей, которые были в нее посвящены. Даже несмотря, на то, что отношение к нему, в основном, скептическое. Конечно, такая реакция вызывает определенный пессимизм. Основное назначение данного документа – ясное, прозрачное для членов секции и кинологического сообщества России целеполагание. В этом смысле абсолютно неважно, сколько у нас собак вообще, каково маточное поголовье, каков процент племенных собак. Любой из этих показателей, во-первых, может быть целевым, а, во-вторых, требует для своего достижения определенной последовательности и слаженности коллектива. Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, какими ресурсами располагает секция на момент начала реализации плана. Может статься, что заявленные цели уже давно достигнуты и все намеченные мероприятия представляют собой переливание из пустого в порожнее. Ну и самое важное, невозможно оценить деятельность секции, если она не имеет к себе предпосылок, а также не предполагает каких-либо результатов. План определяет меру продуктивности коллектива. Скептицизм окружающих, который вызвало желание формализировать нашу деятельность, говорит только об одном: люди сомневаются, что мы в нашем текущем положении, действуя последовательно, способны спровоцировать хоть какие-то изменения. Слишком уж наше общество привыкло к спонтанности и ситуативности. Между тем, только последовательность и может гарантировать хоть какое-то движение. Прыгая с пятого на десятое, результата не добиться совершенно точно. А последовательность предполагает наличие плана.
Ситуация действительно непростая. Значительные трудности связаны с нервозностью, которую создают отдельные члены нашего коллектива своим неуемным желанием водить руками. Секция у нас не молодая, тем не менее на текущий момент мы не располагаем ресурсами, которые достались бы нам от предшественников. В частности, своих собак для вязок у нас нет, от слова совсем. В этом легко убедиться, заглянув в базу данных спаниелей и посмотрев на списочный состав собак из нашей республики, участвующих в племенных мероприятиях РОРС. Вся работа со спаниелями в Татарстане сейчас сводится к тому, чтобы подобрать и привезти таких щенков из других секций, которые дали бы прочное основание местному поголовью. И эта практика не оригинальна. Смею напомнить, что точно также везли собак из Новосибирска, Питера и Москвы соседняя с нами Ульяновская область, точно также везли щенков из Питера и Москвы Новосибирск, Екатеринбург, другие действующие племенные центры. Но, чтобы рекомендовать кому-то ехать за тридевять земель в поисках щенка, надо уметь вызвать доверие людей, нужно продемонстрировать широким массам свою компетентность. Вместо этого, наши «активисты» начинают изобретать велосипед с квадратными колесами. Не отличая размножение от разведения и будучи не способными показать работу собственных питомцев, они начинают убеждать окружающих, что подтверждение продуктивности как бы и не нужно. Мол, имеется оценка экстерьера, и достаточно. Отрицая необходимость подтверждать рабочие качества, эти люди сами себя лишают информационного повода для общения с аудиторией. Успехи в натаске, полевые дипломы, победы в состязаниях, это важнейшая и интереснейшая составляющая жизни современного охотника собаковода. Она дает просторную почву для качественных изменений в жизни человека и уже тем мотивирует его к новым свершениям. Желающие влиять на племенную работу должны агитировать за полевые испытания, а не наоборот. Должны разбираться в документации Росохотрыболовсоюза, изучать профильную литературу, поддерживать контакты с другими собаководами республики, получая таким образом реальное представление о существующем поголовье, а не строить зыбкие замки в своих влажных фантазиях. Бюро секции такую работу в минувшем году провело. Мы обзвонили основную массу спаниелистов, составили список контактов и можем обосновывать свои решения опираясь на конкретные цифры.
Известные трудности создала пандемия 2020 года. План селекционных мероприятий РОРС если и не был сорван совсем, то капитально пострадал. Не состоялась основная масса всероссийских состязаний и межрегиональных выставок. Мы делали на них большую ставку. Отказ от этих мероприятий поставил под удар возможность стажировки на звание эксперта казанских собаководов. Одновременно, не состоялся сезон весенней охоты – пришлось отложить первый выход в поле некоторых собак. Из-за карантина были отменены или запрещены вовсе перемещения между регионами, что затруднило приобретение щенков. Многие отказались или не смогли в силу объективных причин произвести вязки. И наконец, долгое время мы вообще были заперты по квартирам, не имея возможности полноценно заниматься натаской. Урон, который получило охотничье собаководство в 2020 году, нам только предстоит еще оценить. Тем не менее, наше поголовье немного подросло. Из сторонних источников мне известно о появлении в Казани декоративных спаниелей, рабочие качества которых хозяева не намерены подтверждать. Появились и охотничьи собаки, но их владельцы пожелали остаться инкогнито, демонстрируя не готовность участвовать в общественной жизни казанских собаководов.
Под большим вопросом оказались наши планы по пополнению поголовья племенных собак. Но здесь свою роль сыграли скорее субъективные факторы. Надо сказать, желание новоиспеченных членов секции участвовать в селекционных мероприятиях имело место быть. Более того, несмотря на то, что значительная часть выставок и испытаний сорвалась, мы нашли возможность вывезти собак для оценки в другие регионы. Однако, недостаток практического опыта председателя, отсутствие слаженности актива секции как в отношении натаски собак, так и в отношении общественной, организационной работы, сделали свое черное дело. На подготовку отдельных спаниелей были потрачены колоссальные усилия, но это не только не принесло положительного результата, а скорее наоборот, стало причиной раздора. Масса времени и сил были потрачена на суку, которая имела племенной брак и оказалась негодной для воспроизводства. Но у всех этих провалов имеется и оборотная сторона. Если мы продолжим прежнее поступательное движение, раскол в секции либо укрепит ее, либо спровоцирует появление еще одного коллектива, который положит начало соревнованию и даст новый импульс к развитию собаководства в республике. А полученный опыт и найденные в процессе подготовки вышеупомянутых собак организационные решения позволят поднять селекционную работу на недосягаемую прежде высоту. Так что в долгосрочной перспективе порода от сложившейся ситуации только выиграет.
В начале 2020 года спаниелисты РОО «Татохотрыболовобщество» на отчетном собрании взяли на себя задачу создать в Республике Татарстан маточное поголовье в 10-12 сук, используя которое можно было бы организовать продуктивную племенную деятельность. Конечная цель – получить препотентных производителей, которые позволили бы организовать собственную заводскую линию. Исходя из этих вводных данных мы и будем оценивать свою работу в ушедшем году. Заявленный план ориентирован на пять лет. База, которая будет создана в процессе нашей деятельности, обеспечит дальнейшее развитие охотничьему собаководству республики. И в этом направлении были достигнуты значительные успехи. Племенное поголовье русских охотничьих спаниелей в Татарстане не увеличилось, но и не уменьшилось. На смену уехавшему из республики Тиджею пришел молодой кобель Моцарт, взявший в прошлом году два полевых диплома по болотно-луговой дичи и подтвердивший свои рабочие качества. Подрос резерв. Оценку экстерьера получили астраханский кобель Флинт и сестра Моцарта, Мира. К сожалению, несмотря на все старания хозяина, Мира пока не смогла подтвердить свои рабочие качества, но она азартно охотится и есть все основания надеяться, что уже в будущем году ей покорится эта вершина. Теперь необходимо сконцентрировать усилия секции на том, чтобы расценить сук Ешку и Электру. Большая ставка сделана на молодого кобеля Вальда. Он имеет колоссальный потенциал. К сожалению, на испытаниях по болотно-луговой дичи собака осталась без диплома. Но мы не оставляем надежд, что их дует с хозяин все-таки покажет согласованную работу.
Огромная усилия были потрачены в направлении организации и участия в селекционных мероприятиях. Здесь нельзя не отметить помощь наших коллег-легашатников, а конкретно Михаила Винокурова, который не только проводил оценку собак как ассистент эксперта, но и помог найти птицу. Спасибо ему огромное! В этом году мы провели испытания дважды, сначала, в августе, по болотно-луговой дичи, а затем, в октябре, по полевой. И в том, и в другом случае собаки испытывались с отстрелом птицы. Такого рода мероприятия – это венец проделанной работы, кульминация, заключающая в себе результат работы в трех разных направлениях: мы организовали людей, подготовили собак и нашли угодья с птицей. На последней составляющей мне хочется остановится отдельно и рассмотреть ее более пристально. Таксация угодий – это один из краеугольных камней работы секции. Ценность этой процедуры трудно переоценить как с точки зрения общественной работы, так и с точки зрения подготовки собак. Уже сама по себе она спаивает (от слова «паять»), слаживает коллектив, позволяя ближе познакомиться с товарищами и установить теплые дружеские отношения. Но этим дело не ограничивается. Чаще всего к нам обращаются начинающие охотники, плохо ориентирующиеся в угодьях. Умение найти птицу дает редкую возможность коллективу завоевать их авторитет и привлечь для деятельности в интересах всего сообщества. Говорить о той роли, которую играют для подготовки собственных собак и для охоты найденные места концентрации дичи, излишне. В ушедшем году мы сделали то, чего не удавалось сделать долгое время. Были найдены несколько новых локаций для весенних тренировок по дупелю. Более того, нами были обнаружены шикарные карты для охоты на перепела, коростеля, тетерева и вальдшнепа. Здесь мне особенно хотелось бы по благодарить Камиля Зарипова и Евгений Чапурина. Спасибо вам, ребята!
В ушедшем году члены нашей секции приняли участие в целом ряде мероприятий, которые проводились в других регионах России. Здесь можно перечислить: «Спаниели Поволжья 2020», Нижегородские городские испытания спаниелей по болотно-луговой дичи, Ульяновские межрайонные состязания спаниелей по полевой дичи, ХVII Северо-западная региональная выставка охотничьих собак Санкт-Петербургской Региональной Общественной Организации Клуба Охотничьего Собаководства «Русский Ветер», VI Всероссийские лично-командные состязания спаниелей по фазану памяти Г.Ф. Михайлова. Надо признать, пока успехи наших собак там довольно скромны, но даже такой результат дает известный повод для гордости. Сегодня никто не может сказать, что мы сами рисуем себе дипломы. Рабочие качества наших собак есть, и они подтверждены независимыми экспертами. Более того, они не случайны и носят характер системы, а это указывает на наличие в секции эффективной практики натаски. Однако, подобные поездки имеют и другие достоинства. Например, мы бы никогда не нашли у себя дупеля, если бы нам не показали «дупелиные биотопы» и «дупелиную охоту» наши коллеги по увлечению из Нижнего Новгорода. Надо отдать должное, в свое время перепелиную охоту мне показывали коллеги из Ульяновска. Но самой потрясающей стала охота на фазана в Ростовской области. Все, кто был в этой поездке, без исключения сегодня мечтают о том, чтобы повторить этот опыт. Поэтому поездка в Ростов-на-Дону попала в план племенных мероприятий на 2021 год. Свою роль сыграли и выставки. Вовремя обнаруженный на одной из них племенной брак одной из наших сук позволил избежать проблем, которые обязательно повлекла бы за собой ее вязка. Ну и наконец, наши стажеры получили редкую возможность поработать в комиссиях с ведущими спаниелистами страны на первоклассных собаках.
Продолжается работа и по формированию экспертного корпуса секции спаниелистов РОО «Татохотрыболовобщества». Еще до пандемии группа энтузиастов из трех человек сумела вырваться в Киров на заседание Волго-Вятской межрегиональной квалификационной комиссии и сдать экзамен экстерном на эксперта по спаниелям. Сегодня они проходят требуемую регламентом Росохоторыболовсоюза стажировку, готовясь активизировать племенную работу в Республике Татарстан.
Оценивая нашу работу исходя из степени достижения заявленных целей, я не могу назвать этот год особенно успешным или совсем уж провальным. Проекты, которые должны продвинуть нас в указанном направлении, начаты и последовательно реализуются. На этом пути достигаются определенные успехи, но не исключены и неудачи. Кто-то рвет связи с секцией, полагая, очевидно, что так ему будет легче и жить, и охотиться. Кто-то устанавливает. В 2021 году к нам присоединятся новые охотники, в нашем поголовье появятся новые спаниели. Это нормальный процесс становления.
Хочу отметить отдельно, племенное положение может нравиться, может не нравиться, но это один из тех немногих документов, который позволяет вести согласованную деятельность значительной массы собаководов. Отрицая его, мы немедленно оказываемся в ситуации, когда голос одного специалиста тонет в хаосе мнений дилетантов, чаще всего, не готовых делом подтвердить собственную компетентность. Один кричит: «вяжите без дипломов», другой настаивает, чтобы производители имели дипломы не ниже первой степени, да еще с разных мероприятий. Один плодит крипторхов, и секция должна закрыть на это глаза, другой настаивает, чтобы даже братья и сестры производителя не имели генетических изъянов. Угодить и тем, и другим невозможно, потому что стороны предъявляют взаимоисключающие требования. Мы будем следовать одной генеральной линии, прописанной в племенном положении. Конечно, я не претендую на истину в последней инстанции, я могу ошибаться и всегда открыт для критики. Это не значит, что можно превращать наше общение в базар. Желающие спорить могут подготовить доклад или письмо, в котором аргументировано, т.е. опираясь на действующие правила или исследования, укажут мне на мои ошибки. Этот документ будет обнародован и получит с моей стороны самое пристальное внимание.
В заключении, хочу выразить личную благодарность Ирине Русиной, человеку, который помог мне пройти через все безумие ушедшего года. Спасибо Вам, Ваша уверенность, ум, знания, это большое подспорье! Буду рад если окажусь Вам полезным и смогу компенсировать хотя бы часть того беспокойства, которое создаю.