Как приручить дракона

Люди в городе живут очень тесно, знакомых встречаешь в самых неожиданных местах, периодически приходится обращаться к окружающим за разного рода помощью, и меньше всего мне нужны конфликты из-за питомца. По счастью, Лавр не рушит, а наоборот расширяет связи, и я в очередной раз убеждаюсь, что сделал правильный выбор. Русский спаниель – идеальная охотничья собака для содержания ее в городских джунглях: послушный, красивый, с виду совершенно безобидный пес.

Как приручить дракона, изображение №1

Прошло еще три месяца. Лаврушка приобрел заметную популярность. К нам хорошо относятся соседи по лестничной клетке, нас приветствуют на улице, нас принимают в гостях (правда, пока только родственники). Буквально каждый, кого мы ни встретим, тянется его посюсюкать. Главное, успеть пресечь это на корню. Если погладить неправильно, это мимимишное создание может совсем не мимимишно цапнуть, очень уж ревностно мы относимся к своей холке. Больно он не сделает – хватка не та, но напугает изрядно! Тем не менее, в последние месяцы нам пришлось выдержать проверку «на вшивость». Щенок стал подростком, это тут же сказалось как на здоровье, так и на поведении собаки. Но обо всем по порядку.

Здоровье.

В августе Лавра регулярно «несло». Мы стали есть печень, и на первых порах я решил, что именно она явилась первопричиной. Продукт исключили из употребления, но приступы поноса не прекратились. Думал на витамины «8 in 1». Может, купил суррогат или дал их лишка, но отказ от них также не принес изменений. Ветеринар посоветовал не ломать себе голову и перейти на сухой корм. Мучить собаку мне не хотелось, поэтому начали осваивать итальянский «Jemon» с тунцом. «Стул» стал нормальным, но на этом приключения не закончились.

Меня очень беспокоила его худоба. Собака у меня первая, поэтому любая мелочь становится источником бури разного рода переживаний. Съездили проконсультироваться к врачу. Доктор порекомендовал нам забыть про вес, а избыток своей энергии сконцентрировать на коричневых подпалинах вдоль пасти, между пальцами лап и вокруг анального отверстия.

Как приручить дракона, изображение №2
Как приручить дракона, изображение №3

По его словам, это грибок, который явно указывает на ослабленную иммунную систему собаки. Дал шампунь с прополисом, велел мыть два раза в неделю на протяжении месяца. Никакого видимого эффекта шампунь не дал (как потом объяснили, его задача заключалась вовсе не в том, чтобы отмыть собаку, он должен был остановить распространение этой дряни), но во время одной из таких процедур я обнаружил залысину на хвосте.

Как приручить дракона, изображение №4

Начал волноваться о залысине. В составе «Jemon» есть аллерген – курица. Перешли на «Monge» с лососем. Здесь от курицы – только жиры. Плешь увеличилась, появились ранки. Попробовали «ягненка» этой же марки, ранок стало больше. Сейчас взяли «ProPlan Sensitive Skin» и брызгаем «Стоп Зуд». Ранки исчезли, плешь – пока нет, но шерсть стала мягче, красивее. Подозреваю, что виной всему не аллергия, а банальное раздражение из-за нарушения какого-нибудь кислотно-щелочного баланса кожи (или что там у собак?) из-за слишком жирной пищи. На прогулке нередко сталкиваемся с венгерской выжлой, ее хозяин жаловался как-то, что у питомца в результате кормления жирной пищей на коже стали появляться маленькие язвочки. Мучают меня смутные сомнения, что итальянские сухие корма для щенков дали примерно тот же эффект. Но выводы пока делать рано, время покажет.

В довершение ко всему мы режем лапы. Я стараюсь собирать стекла на привычных маршрутах следования, и не ходить по «туристическим тропам» но, к сожалению, это не исключает появления ран на конечностях. В первый раз повреждение было незначительное и заросло за несколько дней. Во второй – разрезали палец конкретно. Неделю перед выходом надевали «тапочку».

Натаска

Как приручить дракона, изображение №5

К шестимесячному возрасту Лавр отказался реагировать на команду «Подай!». Бегал вокруг мяча и делал вид, что не может его отыскать. «Добрые» люди посоветовали урезать питание, и я сократил одну пайку в день, а в качестве положительного подкрепления стал использовать сухари. Это дало кратковременный эффект. Неделю мы честно отрабатывали вкусняшки. Через две щенок отощал, понял, что подачкой сыт не будешь, и все вернулось к тому, с чего началось. Мне пришлось прекратить занятия: в них пропал всякий смысл. Помянул крепким словом Фишера с его Акитой (или кого он там дрессировал?) и на время забыл про натаску. В голове все время крутилась мысль, что щенку незачем мне подавать, он от меня никак не зависел. Попробовал делать то, о чем мне говорили еще в самом начале – три раза в день перед едой, в узком коридорчике бросал ему мяч. Пришло понимание всей прелести этого нехитрого упражнения – щенку просто некуда деться. Пройти мимо меня он не может, отдать игрушку так или иначе придется. Задача заключалась лишь в том, чтобы процесс ассоциировался у него с позитивом, а реакция была доведена до автоматизма. Но что-то мешало! И тут я понял, что щенку не нравится, когда его оглаживают в качестве похвалы. Лавр буквально отпрыгивал, когда я пытался коснуться его спины. Он так увлекался мячом, что любая попытка отвлечь вызывала в нем раздражение. Я перестал это делать, и процесс пошел! Заработал второй мяч. Раньше на него не реагировали, а сейчас он стал прекрасным катализатором. Через неделю мы уже уверенно подавали на улице. Через две освоили поноску, а в начале октября – двойную подачу. Сейчас Лаврентий подает три поноски, а я ограничиваюсь лишь словесными похвалами. Смены тона достаточно, чтобы щенок правильно оценил ситуацию.

Приучать собаку к выстрелу особенно не пришлось. В первые недели сентября я напросился в компанию к Олегу. Мы выехали в угодья и он, дождавшись пока Лавр причует какой-либо след, пальнул для нас в небо. Щенок отнесся к грохоту индифферентно.

Челноку – даже учить не пришлось. На протяжении всех последних месяцев Лавр демонстрировал красивый, уверенный поиск. Во всяком случае до того момента, пока мы не встретили куропатку. А вот перепел заставил нас попотеть. Ушастый категорически отказался вставать на его наброды. Почему-то следы дроздов, жаворонков и тетеревов выглядели для нас намного привлекательнее. Я купил двух бройлеров. Оставлял их в поле и уезжал на прогулку. Минут через сорок мы возвращались и с азартом их находили. Хватило пернатых на несколько выездов. Потом одного из них нашел кто-то другой, а второй помялся так, что пришлось погрузить его в криокамеру. Уже много позже пробовал тушку на подаче. Лавр принялся его жевать! Перечитал Ирвинга… оказалось действовать нужно с точностью наоборот. Сначала бросать на подачу мертвую птицу, потом показать живую. Но самое интересное началось, когда я попытался научить собаку останавливаться по команде. Решил воспользоваться испытанным способом, описанным у Агеносова. А именно – походить с кордой! Идея родилась спонтанно, когда наткнулся в поле на куропаток. Попробовал. Странное дело, оказалось, что спаниель – не легавая.

Как приручить дракона, изображение №6

С поводка он, конечно, никуда не денется, но про наш прекрасный челнок на время пришлось позабыть. Оказавшись на воле, щенок тут же скрывался за горизонтом и поиска не получалось. Теперь осваиваем процесс заново. Упрись я рогом и продолжай в том же духе, мы, наверно, добились бы успеха, но, к счастью, у наших заокеанских коллег есть более эффективный прием (спасибо Ирине, обратившей на него мое внимание). На первых порах я бросал поноску в произвольном направлении, когда Лавр меньше всего этого ждал и одновременно командовал «Сидеть!»/дул в свисток. Потом взял у товарища стартовый пистолет и вместо остановочной команды стал производить выстрел, а уже потом бросать поноску. Эффект бронебойный! На птицах я команду пока, правда, не проверял, но при появлении незнакомых собак она совершенно четко работает. Лавр садится как вкопанный и сидит, пока его не начинают обнюхивать. В быту это уже не мало. Огрехи сборки дорабатывал люлями. Брал за шкирку и оттаскивал на место, с которого началась погонка. Но необходимость в экзекуциях почти не возникала.

Периодически Лавр убегает из поля зрения. Как уже писал, я его не ищу, а наоборот стараюсь прятаться сам, но чем старше он становится, тем трудней это сделать. Щенок мгновенно находит следы и по ним обнаруживает мои скрады. Прятки медленно, но верно теряют эффект. Чтобы упрочнить контроль, первые пять минут я веду его на ринговке, одергивая всякий раз как ушастый начинает тянуть поводок. Потом я сажаю его и заставляю ждать, пока одену на шею свисток, достану из сумки и переложу в карман поноску. После этого отправляю гулять. Субъективно, Лавр ведется себя ощутимо спокойнее.

В итоге, программу-минимум мы практически освоили. Знаем команды «Ко мне!», «Рядом!», «Место!»; садимся на расстоянии по команде/свистку/выстрелу; отзываемся на кличку; поноску (перьевую в том числе) подаем точно в руки (правда, все время норовим выхватить ее обратно); ищем не ту, которую хочется, а ту, которую скажут; ходим челноком… Одним словом, мы – молодцы! Мне хотелось потешить свое тщеславие и начать эту часть с демонстрации диплома или фотографии трофея. В общем, с триумфа! К сожалению, полноценной охоты в этом году у Лаврушки не получилось. Первые летние месяцы в наших краях почти непрерывно шёл дождь. Поля заросли травой, которая не косилась. Сезон оказался дюже скудным на полевую и болотно-луговую дичь. Вкупе с тем, наши чиновники приняли решение охоту с собаками в этом году не открывать. Таким образом, в поле мы оказались лишь в сентябре, к охоте совершенно не готовыми. Я думаю, это к лучшему, есть возможность проработать слабые места. Многие аспекты подготовки для меня вообще открываются только сейчас. Задача номер раз: подача холодной и живой дичи, остановка при подъеме птицы. Ничего лучше, чем покупать для тренировки этих навыков перепелов-бройлеров я пока не придумал. Еще одну сложность создает неумолимо сокращающийся световой день. Как правило, мы выходим либо когда уже сумерки, либо непосредственно перед их наступлением. Заниматься в темном лесу исключительно неудобно, а бросаться же мертвыми птицами при свете фонаря я пока не готов.

Взаимоотношения в коллективе

Как приручить дракона, изображение №7

Сегодня Лавр – почти взрослый пес. Очень смышленый. Старших – слушается, младшую – побаивается. Дочь, по-малости, несколько раз доставляла ему дискомфорт (наступала на него, делала больно), он ее цапал. Не больно, но она сильно пугалась. Щенок получал люлей. Теперь они друг друга боятся, и это еще одна задача, которую мне предстоит решить. Дочь – младший ребенок семье. Если ей уступить мгновенно, сядет на шею. Ничего худого Лавр ей в принципе сделать не может, ростом не вышел. К тому же сам еще ни разу не нападал. Но, как сказал поэт: “…порядок быть должон!”. Вообще, Лавр сильно гармонизировал наши взаимоотношения. Он – как недостающий элемент в молекуле вещества, один из элементов которой имеет свободную валентную связь. С его появлением я стал самодостаточнее и намного, намного, намного спокойнее. Мне стало легче общаться с окружающими. Окружающим, как говорят, стало легче общаться со мной. Впереди нас ждет самое серьезное испытание, думаю, мы выдержим его с честью.

Евгений Лебедев

Охотничьи спаниели, Казань

Обсуждение закрыто.