2021 год, несмотря на все перипетии, оказался довольно успешным для секции. Мы выдержали заявленный план племенных мероприятий. В Казани появилось несколько новых племенных собак. Наконец-то сформировалось, пусть небольшое, но собственное маточное поголовье и, как следствие, племенной сектор. Пришли мотивированные люди, готовые вкладываться, тратить свои личные время и энергию ради достижения общих интересов. Они же оказались конечными выгодополучателями.
Все достижения 2021 года можно обобщить одной емкой фразой: секция спаниелистов РОО «Татохотрыболовобщество» состоялась. Она есть! Мы немало «повоевали», решая кого считать членом коллектива, а кого только сочувствующим, чьи решения могут иметь силу закона, а чьи – просто стороннее мнение. Как это водится, реальность все расставила по своим местам. Теперь надо внимательно изучить получившуюся картину и постараться сделать так, чтобы наши общие усилия оказались целесообразными. Прежде всего важно отметить, что секция, это не чат и не форум. Практика показала, организовать собственный паблик может любой. Дело это абсолютно не хитрое. Сообщество людей само по себе это тоже еще не секция, даже если все они собаководы. Имея разные интересы, подобный коллектив в лучшем случае будет вести светскую беседу, в худшем – распространять друг про друга сплетни, множа очные и заочные конфликты. Секцией становится такое сообщество людей, которое ведет скоординированную продуктивную деятельность. Т.е. готовит племенных охотничьих собак и охотится с ними. Объединяет именно совместный труд. Когда деятельность достигает заявленных результатов, в коллективе не может быть разногласий, просто потому что любое мнение подтверждается или опровергается практикой. Мы поставили цель и достигли ее, значит принятые в процессе решения были верны. Главное не бороться с личной инициативой. Желает охотник натаскивать собаку своими методами – нет проблем, пусть натаскивает. Получилось? Отлично! Не получилось, тоже не беда – вокруг люди, поможем, подскажем, направим. Хочет сам подобрать племенной материал? Пусть подбирает, это его право. Не может? В секции есть перспективный план, согласно которому ему подберут щенка так, чтобы он остался доволен. На сегодняшний день, мне неизвестно случаев, когда кто-либо сожалел о том выборе, который предложила сделать секция. Ну а если человек не желает заниматься натаской и охотой, участвовать в племенных и общественных мероприятиях, то пропадает сам предмет общения. Нам с ним просто не по пути. Мы не можем запретить человеку что-либо, у нас нет таких полномочий. И тем более заставить его делать то, что он не хочет. Одновременно, глупо ждать, что интересам одного человека будет подчиняться весь коллектив. Любые попытки такого рода так или иначе будут иметь только один результат – общение прервется.
Пришли мы к этому не сразу. В процессе поиска эффективной организационной формы оказалась под вопросом необходимость существования единого руководителя или, как это принято называть, председателя секции. Образно говоря, сегодня эта должность представляет собой элемент какой-то странной ролевой игры. Причем человек, ее занимающий, совсем не доминант! Не знаю как кто, а лично я не склонен к мазохизму. Мне не интересно подвергаться унижениям ни в качестве «свадебного генерала», пардон, председателя, ни, тем более, в качестве члена секции, над которым стоит условный председатель. А главное, непонятно, зачем председатель нужен в принципе. Мы прекрасно работаем и без нукеров.
В нашем коллективе появился Тимур Шамсутдинов, который без лишнего трепа сделал секционный сайт и теперь курирует информационный сектор, своевременно размещая в сети всю необходимую информацию о деятельности коллектива. Причем его не надо как-то особенно информировать. Воспитывая молодую и очень перспективную суку Лею, он сам всегда находится в центре событий и сам всегда в курсе дела. В этом году получила свой первый диплом сука Мира, Равиля Гарифуллина и он взял на себя ответственность за полевой сектор. Опять же, человеком не надо руководить – Равиль увлеченный охотник, он постоянно в поле и всегда знает, где искать птицу. Благодаря именно его усилиям, мы провели в этом году осенние испытания по полевой, болотно-луговой и боровой птице. Постоянно на связи с нами эксперт всероссийской категории Ирина Русина, человек с колоссальным багажом знаний, с невероятным практическим опытом племенной работы. На мой взгляд, она лучший специалист России и знает породу русских охотничьих спаниелей как никто. Щенки, которых она помогала подбирать нам, заслуживают самой высокой оценки. Надо ли говорить, что делает Ирина все это исключительно добровольно. Я курирую организационный сектор, координируя работу нашего замечательного актива, обращая его внимание на актуальные задачи, возникающие перед секцией. Другими словами, у нас сложилось очень дружное и очень продуктивное бюро. Но сложилось оно не само по себе, а под влиянием тех центростремительных сил, которые генерируются коллективом. Камиль Зарипов, в прошлом представитель актива, окончил ВУЗ и начал профессиональную карьеру. Несмотря на занятость, он продолжает помогать нам, участвовать в наших мероприятиях: содействовал, например, в проведении весенних испытаний по полевой и болотно-луговой дичи, а также летних испытаний по утке. Евгений Чапурин, можно сказать, вообще стал моим напарником – всегда в связке со мной, он помогал искать птицу для натаски, участвовал в организации городской выставки. Олег Кисляков, Максим Комаров, Лариса Рафикова, многие другие ребята самим своим присутствием формируют секцию спаниелистов РОО «Татохотрыболовобщество». Не знаю как кому, а лично мне очень радостно, что я нахожусь в таком окружении. Спасибо вам всем!
Еще одной организационной мерой стал отказ от общесекционного чата. Никаких особенно важных задач он не решал. Собирать собаководов на мероприятия все равно приходилось путем обзвона. Хотя бы для того, чтобы заранее знать, сколько участников следует ждать. О своих решениях и действиях спаниелисты в чате не отчитывались. В публичном онлайн общении заинтересованности не демонстрировали. Зато отдельные граждане регулярно пытались навязать свою точку зрения окружающим, даже не пытаясь соотнести ее с правилами РОРС, что неизбежно становилось причиной конфликтов и раскола. Мы вынуждены были бороться с призывами отказаться от полевых испытаний для отбора собак на племя. Не секрет, что отбор в разведение РОРС ведет именно по рабочим качествам. Даже физически здоровых спаниелей мы вяжем не всех. Если испытаний не проводить, то и существование секции теряет всякий смысл. Вязки собак без дипломов никто регистрировать не станет.
Одним из самых значительных достижений этого года стало то, что мы полностью выдержали календарь всех необходимых племенных мероприятий. Первым и самым долгожданным подарком были весенние испытания спаниелей по болотно-луговой дичи. Сейчас трудно себе это представить, но нам не разрешали проводить их много лет. Благодаря усилиям нового кинолога РОО «Татохотрыболовобщество» Михаила Винокурова, а также сотрудничеству с РОО Марий ЭЛ «Общество охотников и собаководов» такая в возможность у нас появилась и была с успехом реализована. Этот прорыв позволил надеяться на успех в организации еще одного гораздо более невероятного события, и вот оно-то стало настоящим сюрпризом. Мы смогли провести испытания по утке и лысухе на территории нагонно-испытательного участка Зеленодольского охотхозяйства. Наконец, уникальный и очень важный опыт предоставили осенние испытания по болотно-луговой, полевой и боровой птице. Практика доказала, что подобный формат может и должен существовать в Татарстане! К сожалению, не состоялась Татарская республиканская выставка охотничьих собак, но и тут мы не остались в накладе. Окончание сезона было ознаменовано первой городской выставкой спаниелей. Все эти события очень важны в контексте формирования производственного цикла, который должен обеспечить нам полноценное воспроизводство собак рабочего разведения породы русский охотничий спаниель. Мы нашли площадки для продуктивной работы, отработали взаимодействие собаководов внутри республики и с другими регионами, нашли удобоваримый формат – все это безусловно будет меняться и совершенствоваться, но пока, в первом приближении, наши наработки обеспечат прочное основание для полноценной племенной деятельности. Остается только один, последний и самый важный элемент, племенное поголовье.
Настоящий прорыв уходящего года обеспечило то, что нам удалось завести в племя четырех собак из Татарстана. Оценку экстерьера, полевые дипломы и номер ВПКОС в этом году получили: Мира, ВПКОС 6576/21, Гарифуллина от Пестрика и Даны; Электра, ВПКОС 6614/21, Чапурина от Людвига, ВПКОС 6251/18, и Ханы, ВПКОС 6147/18; Цейз-Остин, ВПКОС 6615/21, Рафиковой от Каспера, ВПКОС 5467/12, и Ноты, ВПКОС6357/19; Вальд, ВПКОС 6618/21, Комарова от Бальта II, ВПКОС 5541/13, и Киры, ВПКОС 5981/17. В большинстве своем эти спаниели были подготовлены к испытаниям их собственными хозяевами и без особой помощи со стороны. Я знаю, насколько это не простая задача. Приходится осваивать новый и не типичный для себя вид деятельности, подчинять свою жизнь определенной дисциплине. Не каждому это дается, и абсолютно нормально, когда кто-то помогает, направляет начинающего собаковода. Со стороны секции мы стараемся обеспечить всем режим наибольшего благоприятствования, порой, демонстрируя в этом вопросе даже чрезмерное рвение. Между тем, ребята доказали, если человек по-настоящему хочет натаскать собаку, даже самый увлеченный натасчик не в силах ему помешать. Ребята – молодцы, они значительно подняли планку качества собаководства в республике. Благодаря их усилиям у нас появился свой собственный племенной сектор, организационный элемент без которого существование секции как секции просто немыслимо. Конечно, при этом трудно переоценить и появление двух превосходных племенных кобелей. Сегодня распространено мнение, что российское поголовье спаниелей испытывает дефицит маточного поголовья. На практике, и в этом очень легко убедиться, вокруг полно сук, владельцы которых пребывают в растерянности, не зная, с кем вязать своих питомцев. У нас такой проблемы теперь нет. Есть кого вязать и есть с кем вязать. Все остальное – вопрос личных предпочтений.
В завершение хочется отдельно поблагодарить экспертов, без которых все эти достижения были бы немыслимы. Наш собственный экспертный корпус находится в стадии формирования. Мои документы на соискание категории эксперта в данный момент находятся в Кирове на рассмотрении Волго-Вятской квалификационной комиссии, Максим Комаров и Камиль Зарипов проходят стажировку, в этом году сдал экзамен Равиль Гарифуллин. Скоро мы сможем организовать собственную экспертизу собак. Пока вся эта работа легла на плечи экспертов по группе пород и испытаниям спаниелей: Яны Сергеевны Кузьминой (УОООиР), Василия Александровича Волобуева (НОКОС), а также эксперта по группе пород и испытаниям легавых Михаил Геннадьевича Винокурова (РОО «Татохотрыболовобщество»). Спасибо вам огромное за то, что поддерживаете, концентрируете и направляете наше пока еще относительно небольшое и очень слабое движение. Во многом именно благодаря вам, в новый 2022 год мы вступаем теоретически подкованным, сплоченным, деятельным коллективом, имеющим конкретные цели, средства и предмет труда. Даже если больше ничего у нас не получится, на мой взгляд, это уже колоссальный опыт и ценное для каждого достижение. Но фокус в том, что все в совокупности несет огромный потенциал. Потенциал, который натурально требует реализовать себя. Не знаю как кому, а лично мне очень интересно, что там за тем поворотом, к которому мы все дружно подошли.
Евгений Лебедев, орг.сектор секции спаниелистов РОО «Татохотрыболовобщество»
Охотничьи спаниели, Казань