Лавр или лавры.

Основная задача собаки – найти дичь и подать ее охотнику, под выстрел или битую, по ситуации. Так я рассуждал, определяясь с породой своего будущего помощника. Лайки, гончие и борзые просто не вписываются в мой образ жизни. Охотой с терьерами и таксами мне никогда не увлекаться в серьез. Легавые, уж простите за бестактность, велики как кони – им нет места в моей городской квартире. К тому же стоит “рабочая лошадка” столько, что дешевле завести любовницу. Будет она и перепелом, и уточкой. Даже кабанчиком можно связать! За хорошие деньги всегда найдутся кандидатки готовые на любые ролевые игры. РОС обладает всеми необходимыми качествами и практически лишен недостатков.

Русский охотничий спаниель – это то, что называется продуктом разумного маркетинга. Результат здорового естественного отбора очень сложной и по-своему многогранной индустриальной среды. Как бы дико сие ни звучало. Щенком он тоже носится как угорелый, тоже покусывает домочадцев, пока не сменятся зубы, да еще и проныра, каких поискать. Все как у прочих собак, но! До обеденного стола, например, не достает, поэтому с появлением нового члена семьи у меня в доме все мало-мальски ценные вещи просто перекочевали вверх на метр от пола. Весовая категория мебели выше, поэтому для пса интерьер нашего жилища остается незыблемым. Табуретки, стулья, журнальный столик – все цело и стоит там, где положено. Более того, даже пятилетний ребенок может указать ему его место. Одновременно, он превосходный охотник по перу, и это мнение тех, кому приходилось сталкиваться с представителями породы в “поле”, а отнюдь не только спаниелистов. РОСы легко дрессируются. Их владельцы, как правило, непрофессионалы и, занимаясь натаской постольку поскольку, с успехом добиваются вполне приемлемых результатов. Наконец, они доступны практически каждому! Мне такое положение вещей обеспечило возможность, не напрягая бюджет, взять щенка из ОЧЕНЬ хорошей фамилии. А это, выражаясь современным языком, +50 к психике собаки и +100 к послушанию. В результате я, например, не знаю, что такое приучать пса к пеленке, он стал проситься в туалет с самого первого дня знакомства, еще в поезде, когда сидел в переноске. Команду «нельзя» мы также усвоили без лишних усилий. В общем, русский охотничий спаниель идеально вписывается в мой мир, гармонично дополняя его и не создавая лишних проблем.

Выбор.

Определиться с заводчиком помогли друзья. Олег и Андрей увлеченные охотники, большие поклонники спаниелей. Именно они настояли на том, что в основе моего решения должен лежать принцип: “подальше положишь, поближе возьмешь”. РОС выведен в нашей стране. Как результат, имеется почти десяток рабочих линий, которые, на текущий момент, с избытком покрывают имеющийся спрос на этих собак. Пока разбирался, узнал об активной племенной работе в Екатеринбурге, Подмосковье, Москве. Слышал, что наладить линейное разведение этой породы пытаются в Ульяновске. Возможно, вам известны еще какие-то города, мне Олег сразу указал на секцию ленинградского общества охотников и рыболовов. Помимо того, что это просто авторитетная организация с очень мощным племенным поголовьем (такое впечатление они производят) у них самый лояльный юзверю сайт. Описана история породы, наглядно представлена генеалогия имеющихся линий, племя, родословные, цели, которые ставит перед собой актив клуба. В общем, основательность чувствуется буквально во всем и это не может не импонировать. Выбирать было из чего, на момент принятия решения клуб провел три вязки. Надо сказать, в процессе мне настоятельно рекомендовали познакомиться с родителями щенков на испытаниях. Я – начинающий охотник и собаковод, поэтому плохо представляю себе, что там, собственно говоря, можно увидеть. Мало того, что спаниели на разных соревнованиях выступают по-разному: на одних – хорошо, на других – похуже; нет никаких гарантий, что они передадут свои качества по наследству. С моей точки зрения, гораздо надежнее довериться экспертам, которые отбирают собак в рамках селекции. Т.е. родословная и дипломы несут в себе всю необходимую мне информацию. В Питере приглянулась пара Байс – Шайга. Чего стоит только дед кобеля, Шук, пес, имеющий какое-то немыслимое количество дипломов и неоднократно показавший себя в работе по самой разнообразной дичи. Надо думать, в первом или втором поколении его гены так или иначе проявятся. В свою очередь сука, помимо личных достижений, может похвастаться классными потомками. Т.е. она зарекомендовала себя как качественный производитель. В поле я всего этого не увижу.

Приобретение.

Лавр или лавры., изображение №1

Определенные трудности возникли с доставкой. Самолет щенков до четырех месяцев не везет, а поезд едет 20+ часов и только в плацкартном вагоне (купе требовали выкупать полностью). Все это время собаку надо как-то кормить, убирать за ней фекалии, стараться сделать так, чтобы она не мешала отдыхать другим пассажирам. Но другого выбора не было. Андрей, хозяин суки, встретил меня в пять утра в аэропорту Санкт-Петербурга и к трем часам пополудни доставил с щенком на вокзал. На протяжении всего моего пребывания в городе мне читали “курс молодого бойца”. Показали щенка во всех ракурсах, так, чтобы можно было оценить состояние его здоровья: нос, уши, гениталии. Объяснили какие гигиенические процедуры необходимо делать. Научили готовить домашний творог. Помогли приобрести витамины, миску, кое-какие продукты (в дорогу я взял сухое молоко для щенков и несколько банок детского питания). Накормили, напоили. Одним словом, приняли как родного! Пользуясь случаем, еще раз выражаю им свою благодарность. Пес, едва попав ко мне на руки, вылизал мне всю морду, после чего был однозначно идентифицирован как свой. В дороге нам было нескучно. Мне, можно сказать, повезло, на соседней полке ехали бабушка с внучкой. Они “жгли напалмом” всю ночь. Щенок на фоне ребенка оказался сущим ангелом. Раз в несколько часов выходил из переноски, кушал, возился десять-пятнадцать минут с детским поильником и уходил обратно дрыхнуть. По особой надобности скулил. Я стелил пеленку прямо на полке, где он и отправлял свои естественные потребности. На пол не выпускал. Дома мы были в середине следующего дня. Имя щенку выбирала жена. Назвали Лавром, видимо, в честь дерева, из которого в древней Греции плели венки чемпионам. До прививок он безвылазно находился в общей комнате. Здесь я закрыл щитами все провода и розетки, постелил пеленки и циновки в разных местах, организовал импровизированную кормушку. Надо сказать, мне было жалко отдавать тысячу рублей за сварную конструкцию и пару мисок, поэтому специальную подставку сделал сам. Выпил два круглых отверстия в куске фанеры и привинтил к нему икеевские кронштейны для полок, которые уже достаточно давно занимали место на балконе. Это конструкция и устойчивей магазинной, и дешевле.

Лавр или лавры., изображение №2

Кормим говядиной, беру ее в “Агропромпарке” по цене 280-320 р/кг, гречкой/рисом с отварным мясом, молочкой. В строгом соответствии с полученной у заводчика методичкой.

Наводим контакты

Лавр или лавры., изображение №3

Первые недели ушли на поиски взаимопонимания. Лаврентий вел себя очень достойно. Ночью не скулил и не лаял. Единственно, изгрыз мне всю руку. Особенно раздражало, когда он пытался ее убить с характерным рыком. Потрепал его за шкирку. Лавр обиделся. Какое-то время обходил меня стороной, но пагубной привычки не оставил. Затолкал руку в горло, эффект чуть получше, но в итоге это все равно ни к чему ни привело. Пытался отвлечь внимание другими предметами. С тем же успехом. Покопавшись в инете, пришел к заключению, что явление это возрастное и изживает оно себя само. Настоящим открытием стала книга Джона Фишера “О чем думает ваша собака”. Автор утверждает, что в возрасте 45-ти дней пес начинает социализироваться в человеческом обществе и, среди прочего, изучает границы дозволенного. Я взвизгнул (громко крикнул “Ай!”) во время покуса, щен тут же прекратил игру, вперив в меня изумленный взгляд. Не скажу, что после этого все прошло, но стало намного легче. Хороший эффект ощутил, заставив собаку посидеть несколько секунд перед миской с едой. У ушастого появился ко мне некоторое уважение.

Стоит отметить, что, как и все начинающие собаководы, получив щенка, я принялся его активно дрессировать. Два-три раза в день мы пять-десять минут уделяли время тренировке. На первых порах он охотно бежал по команде “ко мне”, но отказывался реагировать на брошенный мяч. Я заменил мяч носком, возникла друга проблема, бежать за ним он бежал и хватал, но не возвращался. Стал подзывать его, но Лавр напрочь отказался отдавать “поноску”. Более того, быстро смекнул, что ничего хорошего такой подход ему не сулит, поэтому перестал реагировать и на подзыв. (Интересно, что в исполнении жены и сына команда “ко мне” по прежнему действует безотказно) Андрей (заводчик) предложил заменить носок плюшевой игрушкой. Сейчас щенок бежит за ней, приносит обратно, но не отдает, а когда обманываешь, злится. Теперь жду, когда у него хватит терпения, чтобы сидеть на одном месте и держать поноску, чтобы начать отрабатывать команду “дай”.

Известные трудности возникли с тем, чтобы удержать собаку в зале. Лаврушка все время норовил выскочить из помещения. Фишер подсказал классный способ. Приоткрываешь дверь, собака тянется в проем, и ты аккуратно закрываешь дверь перед самым ее носом. Вот только способ этот предназначен для того, чтобы научить щенка уступать проход старшему в стае, а не для того, чтобы контролировать его перемещения по квартире. В моем случае, Лаврушка сообразил, что на любую гайку найдется свой болт с мелкой нарезкой и левой резьбой. Теперь он делает рывок в тот момент, когда я начинаю двигаться и начисто бьет мою карту. Не знаю насколько эта хитрая морда будет послушной, когда вырастет, но то что он обставит любого вальдшнепа – двух мнений быть не может. Сейчас я пропускаю собаку вперед, закрываю дверь и жду, когда поумнеет, чтобы поперек батьки не лез. Пока он стал бегать с оглядкой, но на задоре влетает. Умнею и я. Как сказал Федорович: “дрессировка — процесс взаимный”. Стараюсь больше наблюдать за Лаврентием, ищу его внутренние порывы, чтобы выпестовать их во что-нибудь стоящее. Пытаемся играть. Особенно нам нравятся игры, в которых дают еду. Я сушу ему в духовке сухарики из черствого ржаного хлеба, и он их с удовольствием лопает.

Здоровье.

Прививки делали с таким расчетом, чтобы вторая (с бешенством) пришлась на три месяца и один день, а первая попала в диапазон за 21-28 дней до второй. Если родились мы 4 января, то вторую прививку делали 5 апреля, соответственно первую где-то 13 марта. Это хитрое решение мне подсказал “добрый доктор Айболит”. Логика тут простая, наш родной гос.вет.наркоконтроль (или как он там называется) считает прививки от бешенства, сделанные в возрасте раньше трех месяцев, недействительными. И если бы мне внезапно понадобилась соответствующая справка, а укол бы сделали, скажем, четвертого апреля, то обращаться к врачу пришлось бы повторно. Лично меня во всей этой истории забавляет, что месяцы нужны календарные! Выходит, днем раньше она была сделана или днем позже всем по сути до лампочки – например, в високосный год дней между четвертым января и пятым апреля меньше -, но порядок быть должОн. Также удивляет, что в ветеринарных клиниках людям об этом почему-то не говорят. В общем, история, не поддающаяся осмыслению. Прививались Нобиваком. Между прививками нам пришлось пройти одно испытание – на брюхе выскочил какой-то хитрый прыщ. То ли поранился, и лимфа там скапливалась, то ли что, я, грешным делом, так и не понял. Сначала его просто выдавили, он не прошел. Потом сделали надрез. Велели два раз в день вскрывать ранку и набивать ее разного рода мазями на протяжении недели. Занятие не для слабонервных…

В завершение.

Лавр или лавры., изображение №4

Теперь все позади, и вчера мы впервые вышли на улицу. Здесь я, пожалуй, и остановлюсь. Продолжение, что называется, следует. Но подведу небольшой итог. Меня удивляет, насколько умен этот пес. По большому счету, вся сложность лишь в том, чтобы его не испортить. У него, как в камне Родена, уже все есть, надо только отрезать лишнее. Команду “Ищи!” мы усвоили с двух занятий, а вчера он сам таскал мне игрушку, чтобы я ему ее кидал. Мне бы остановиться на третьем-четвертом забросе, но в тот момент я испытывал такую радость, что просто потерял контроль надо собой и бросал, пока Лавр не переключил внимание на другое занятие. Как показывает практика, ошибка, в принципе, поправима, но ощущение такое, словно оставил некрасивый скол на выдающемся произведении искусства. И теперь он будет жечь тебя, пока не доведешь свою работу до совершенства. Работая с русским охотничьим спаниелем, становишься сопричастным чему-то действительно большому. Чему-то, во что вложились сотни, или даже тысячи людей. В нашем постиндустриальном мире это редкое чувство, и мне очень радостно, что довелось его испытать. Того же желаю и вам.

Евгений Лебедев

Охотничьи спаниели, Казань

Обсуждение закрыто.